Романова А. В. Говоры аяно-майских эвенков. Введение // A. В. Романова и А. Н. Мыреева. Очерки учурского, майского и тоттинского говоров. М.-Л.: "Наука", 1964. С. 75-79.

Период Регион Этнолокальная группа Язык Состояние Динамика Статус языка Языковой сдвиг Цитаты из источника Комментарий
1843—1867
современный Аяно-Майский район Хабаровского края
аяно-майские эвенки
эвенкийский

После открытия в 1843 г. в Аяне фактории Российско-Американской торговой компании и возникновения в 1844 г. аяно-нельканского тракта эвенки, кочевавшие в районе Аяна и бассейна Нелькана, заселяют Аянский район.

на основе данных Э. К. Пекарского

1867 — конец XIX века
современный Аяно-Майский район Хабаровского края
аяно-майские эвенки
эвенкийский

В связи с прекращением деятельности Российско-Американской компании и закрытием в 1867 г. Аянского тракта происходит отток эвенков из Аянского района. К этому времени относится выход аянских эвенков на нижние притоки Амура.

Эвенки, участвовавшие в грузо-перебросках, продававшие добытую ими пушнину и покупавшие в обмен товары, припасы и продукты, разбрелись по всему району и за пределы его. К этому времени и относится выход аянских эвенков на нижние притоки Амура.

на основе данных Э. К. Пекарского

конец XIX века
современный Аяно-Майский район Хабаровского края
аяно-майские эвенки
эвенкийский

К концу XIX века между Аяном и Нельканом возобновляется оживлённое движение, обусловленное перевозкой чая, результатом которого стал новый приток эвенков в Аянский район. Кроме того, эвенки-оленеводы [из Якутии] в поисках хороших пастбищ вынуждены были переселяться в другие, более хорошие районы.

Э. К. Пекарский писал, что "из 66 описанных семейств самостоятельными возчиками были 40 семейств". Далее он приводит сообщение священника Мальцева, что " с р. Учура приходит около половины тунгусов Бытальского рода на времена чайной возки" [Э. К. Пекарский. Очерки быта приаянских тунгусов. СПб, 1913]. Это были представители родов Мэ̅кэ̅гир, Курбугдɩ, Э'да̅н, Бетун, Бута и Кониҕа. Эти же родовые названия имеются у эвенков-животноводов, живших в прошлом на территории Якутской АССР [Г. П. Башарин. Скотоводство и земельный вопрос у тунгусов Якутии в последней трети XVIII -- первой трети XIX в. Доклады и сообщения Института истории АН СССР, 1957, вып. 12].

на основне данных Э. К. Пекарского и Г. П. Башарина

нач. XX в. — 1960 г.
Аяно-Майский район Хабаровского края
аяно-майские эвенки
эвенкийский

Значительная часть современных эвенков Аяно-Майского района является потомками эвенков, переселившихся с территории Якутской АССР. Эвенкийское население Аяно-Майского района хорошо владеет родным языком, но наряду с ним широко пользуется и якутским и русским языками. Территория аяно-майских эвенков на западе и северо-западе граничит с учурскими и усть-майскими районами, эвенки которых говорят на учурском говоре зейско-учурского восточного секающе-хакающего диалекта. На юго-востоке она граничит с Чумиканским районом, эвенки которого говорят на чумиканском диалекте.

Стабильный

Есть предпосылки для сдвига: хорошее владение русским и якутским языками, переход к оседлому образу жизни, наличие одиннадцатилетней школы-интерната; среди общего числа учителей в районе доля эвенков составляет всего ~ 7 %.

Эвенкийское население Аяно-Майского района хорошо владеет родным языком, но наряду с ним широко пользуется и якутским и русским языками. До 1932 г. на территории современного Аяно-Майского района не было ни одного эвенкийского посёлка, тогда как в настоящее время (1960 г.) в нём имеются 12 населённых пунктов. В районе имеется одиннадцатилетняя школа с интернатом, восьмилетняя и 9 начальных школ. Во всех школах в 1960 г. насчитывалось 749 учащихся, из них эвенков -- 400; из 86 учителей -- 6 эвенков.

В Аяно-Майском районе эвенки хорошо помнят родовые названия, хотя представители каждого рода носят определённую фамилию. Так, например, потомки рода Мэ̅кэ̅гир имеют фамилию Карамзины, потомки рода Бетуӊил -- фамилию Борисовы, потомки рода Эд'ạ̄р -- фамилию Аммосовы, потомки рода Бута -- фамилии Наумовы и Трофимовы и т. д. В настоящее время здесь живут потомки следующих родов: Бутал, Бетуӊил, Каӊагил, Кониӊал, Курбугдɩл, Мэ̅кэ̅гир, Сологор, Эд'эгэ̅р, Эд'ạ̄р. Представители из рода Бута, Эд'ạ̄н и Каӊалас, живущие в Аимском и Курун-Уряхском населённых пунктах, переселились из Учурского, Алданского и Усть-Майского районов ЯАССР.

В майскую группу входят потомки: Бутал, Бетуӊил, Каӊагил, Курбугдɩл, Сологор, Эд'ạ̄р и потомки якутского рода Каӊалас; в ней преобладают Бутал, Бетуӊил и Эд'ạ̄р.

В тоттинскую группу группу входят потомки: Каӊагил, Коӊинал, Курбугдɩл, Мэ̅кэ̅гир, Эд'эгэ̅р, Эд'ạ̄р; в ней преобладают Мэ̅кэ̅гир и Курбугдɩл.