Толька

Поселок стоит в верховьях речки Тольки, левого притока Таза.

Согласно списку, составленному районной администрацией, в 2000 г. в Пуровском районе проживало 300 селькупов. Подавляющее большинство взрослого селькупского населения района — уроженцы пос. Толька Пуровская. В 2000 г., как и сегодня там живет только третья часть селькупов Пуровского района (ок. 100 человек). Еще 18 человек жили в пос. Быстринка (система Чертовых озер; в 2011 г. в Быстринке жило уже 62 селькупа), 8 человек в пос. Харампур и 4 человека в пос. Халясавэй, остальные (174 человека) перебрались в районный центр, поселок городского типа Тарко-Сале, население которого в 2000 г. составляло более 14 000 человек, а в 2014 г. составило 24 000 человек, и Тарко-Сале получил статус города.
Поскольку массовое переселение верхнетолькинских селькупов в Тарко-Сале произошло сравнительно недавно (в начале 1980-х годов), те из них, кому в 2000 было за тридцать, а сейчас уже за 50, неплохо владеют селькупским языком, но используют его довольно редко, а с собственными детьми предпочитают говорить по-русски. В результате лишенные естественной языковой среды дети селькупов, живущих в Тарко-Сале, своего этнического языка практически не знают. Вот уже почти 30 лет селькупский язык преподается в школе-интернате Тарко-Сале (с 1 по 9 классы), но это не спасает положения, поскольку, во-первых, школьные учебники ориентированы на верхнетазовский говор, отличающийся от верхнетолькинского, во-вторых, селькупские дети Тарко-Сале, как правило, посещают городские школы, где селькупский язык не преподается. Мало шансов сохранить свой этнический язык и у семей, живущих в Харампуре и в Халясавэе, где большинство населения составляют лесные ненцы. Остается Быстринка (небольшой рыбацкий поселок среди озер и болот) и Пуровская Толька. Именно тамошние дети учатся в Тарко-Салинской школе-интернате.

Строить поселок в верховьях Тольки начали в 1933 г. Одной из первых построек (весна 1934 г.) стал довольно просторный дом (12 м х 8 м), в котором разместились сельсовет и школа-интернат. На половине сельсовета помимо общего помещения для заседаний были предусмотрены отдельные помещения для председателя и секретаря, на школьной половине отдельные комнаты предназначались для учителя, переводчика и заведующего красным чумом. Среди жителей верховьев Тольки были весьма зажиточные, были и шаманы. В 1940 г. по обвинению «в шаманстве против советской власти» арестовали и увезли в райцентр Ларьяк большую группу мужчин (в то время бассейн Тольки относился к Ларьякскому району Ханты-Мансийского автономного округа). Молодых вскоре отпустили, а «старики» так и сгинули безвозвратно. После начала войны (1941) всех жителей поселка переселили на юг, поближе к райцентру, в деревни Сабун и Сосновый Бор, расположенные в бассейне Ваха в 400 км от верховьев Тольки. Родовые охотничьи угодья и знакомые оленьи пастбища стали недосягаемыми, переселенцы и их олени начали умирать с голоду. По рассказам жителей Пуровской Тольки, многие умерли, прежде чем начальство приняло наконец решение вернуть оставшихся в живых на их исконную территорию. В 1947 г. вернувшиеся люди стали заново отстраивать поселок, открыли школу, завели звероферму, жизнь постепенно налаживалась. В 1957 г. Верховская Толька перешла под юрисдикцию Пуровского района ЯНАО. По свидетельству А. И. Кузьминой, работавшей в Пуровской Тольке в начале 1970-х годов, в то время там проживало 334 человека. Это был практически мононациональный поселок: 328 селькупов и 6 русских [Кузьмина 1976: 107]. Селькупский язык в то время передавался естественным образом от родителей к детям, поскольку был основным средством внутрисемейной и производственной коммуникации. Но прошло совсем немного лет, и в окрестностях поселка нашли нефть и газ, после чего было принято очередное решение о ликвидации поселка как неперспективного. Часть жителей переселили на Быстринку (неподалеку от Чертовых озер), часть в Халясавэй, а кто-то переехал в Тарко-Сале — «кто куда пожелал». Но три семьи не захотели переезжать, они остались в ликвидированном поселке вместе со своими оленями, охотились, рыбачили, жили, обходясь без магазина и без электричества, совсем как их предки.

В начале 1990-х годов, на волне подъема самосознания коренных народов Севера Пуровскую Тольку решено было возродить. Бывшим жителям предложили вернуться на старое место, и люди захотели вернуться и постепенно стали возвращаться. В 1995 г. в поселке жило всего 25 человек, сейчас там живет уже почти 100. «Нас тянуло сюда, как магнитом, вот мы и вернулись», — говорил нам один из жителей. Благодаря остававшимся здесь семьям в поселке сохранились олени.
Сегодняшние жители Пуровской Тольки являются потомками хантов Куниных, Каткалевых и Каминых, которые пришли сюда когда-то с Ваха и смешались с местными селькупами. Практически у всех есть хантыйские предки, но все считают себя селькупами. Подавляющее большинство взрослого населения (старше 15-18 лет) в начале 2000-х говорило по-селькупски. Знание ваховского диалекта хантыйского языка встречалось здесь в 2000 г. только у представителей старшего поколения (старше 55 лет), нескольких пожилых женщин, родившихся на Вахе. Русский тогда знали уже все, однако представители старшего поколения говорили по-русски с большим акцентом, а явление фонетической и грамматической интерференции наблюдалось и в русской речи сорокалетних. Более молодые говорили по-русски, как правило, без акцента. Дети и подростки в той или иной степени понимали селькупскую речь своих старших родственников, но говорили в основном или исключительно по-русски. Тем не менее, в поселке тогда еще реально существовала селькупская языковая среда, так что молодежь, возвращавшаяся после учебы или службы в армии, имела возможность восстановить утраченную в далеких краях языковую компетенцию. Осознание ценности родного языка не являлось всеобщим, но все же не было в Пуровской Тольке редкостью. В 2009 году из 24 детей из Пуровской Тольки и Быстринки, обучавшихся в Тарко-Салинской школе-интернате, только одна девочка владела селькупским языком, еще несколько знали отдельные селькупские слова.

1934 строительство первого дома в поселке Толька (Пуровская)
1940 Репрессии против шаманов Тольки (Пуровской). Из поселка забирают нескольких шаманов, уважаемых отцов семейств.
1941 Жителей поселка насильно переводят на правый приток Ваха — реку Сабун в деревню Сосновый Бор. Тогда это был Ларьякский район Ханты-Манскийского АО. Толька (Пуровская) тогда тоже относилась к Ларьякскому району.
1947 Жителей Тольки возвращают из Соснового Бора обратно в верховья Тольки на место бывшего поселка.
1980 Закрытие Пуровской Тольки. Переселение жителей в Быстринку, Харампур, Халясавэй, Тарко-Сале. Три семьи (пожилые пары) с оленями остаются в закрытом поселке.
1991. Возрождение Пуровской Тольки. Возвращение в поселок части жителей. Существование поселка, но без школы, клуба и прочей инфраструктуры, но с магазином и генератором электричества.

  • 1941: из Тольки в Сосновый Бор;
  • 1947: из Соснового Бора в Тольку;
  • Начало 1980-х: из Тольки в Тарко-Сале, Быстринку, Харампур, Халясавэй;
  • Начало 1990-х: из Тарко-Сале и Халясавэя в Тольку.